Как уже было замечено, для строительных компаний кризис закончится гораздо позже, в 2011, а в целом — в 2012 году. Инерционные факторы при восстановлении инвестиционной активности после кризиса существенно влияют на строительный сектор, особенно в части промышленного гринфилда. Наиболее симптоматичным результатом кризиса является повсеместное разочарование Заказчиков и инвесторов в российских инжиниринговых компаниях. Более того, сама инжиниринговая деятельность, как важный элемент ЕРС/ЕРСМ-контрактов поставлена под сомнение и сводится к одному резюме: настоящих EPC-контракторов в России нет! Основные причины такой тенденции отражают реальное состояние и уровень строительной отрасли в стране, а именно: 1. Отсутствие единого осмысленного представления об инжиниринге, как о специфической деятельности; 2. Отсутствие общего понимания места и роли ЕРС/ЕРСМ-контракторов на строительном рынке; 3. Отсутствие кластера инжиниринговых компаний в строительстве и их элементарной классификации. Прежде чем остановиться подробно на этих причинах, хотелось бы заметить, что большинство генподрядных строительных компаний считают себя и инжиниринговыми. Насколько это верно и правомерно, зависит не только от набора услуг, предоставляемых компанией, но и от уровня их инновационности и соответствия современным мировым стандартам качества. Как уже было отмечено, в большинстве случаев Инжиниринг рассматривается как специализированная деятельность по проектированию объектов строительства и именно отсутствие достаточного количества квалифицированных проектировщиков дает Заказчикам право говорить об отсутствии инжиниринговых компаний. Вместе с тем, классический инжиниринг рассматривается как профессиональная деятельность по предоставлению Заказчикам целого комплекса инженерных услуг, включающих и моделирование технологических процессов, и проектирование зданий и сооружений, подготовку, обеспечение и техническое сопровождение процесса строительства, надзор за возведением, монтажом, пуско-наладкой и эксплуатацией промышленных и хозяйственных объектов. Но главное отличие инжиниринга от узкого проектирования состоит в том, что все эти услуги предоставляются не только на основе передовых научных достижений, но и обязательно включают в себя элемент интеллектуальной Новизны. Инжиниринг – это не просто производство интеллектуального технического продукта, это, прежде всего, беспрерывное обновление и рост инженерного потенциала, позволяющие постоянно внедрять в производство новые технологии, в т. ч. эксклюзивные инновации. В этом свете, проектный институт, из раза в раз повторяющий один и тот же проект, меняющий в нем только геодезическую привязку, гораздо менее инжиниринговая компания, нежели специализированный подрядчик, разрабатывающий чуть ли не каждый день новый ППР для монтажа дорогостоящего крупногабаритного сверхтяжелого оборудования в стесненных условиях площадки и при неблагоприятных погодных условиях. Таким образом, инжиниринг присутствует в деятельности любой компании, занимающей то или иное место в инвестиционно-строительной иерархии и объединяющей отдельные этапы реализации таких проектов. В связи с этим, гораздо более важным является вопрос – насколько правомерно та или иная компания называет себя инжиниринговой? Этот вопрос так или иначе остается на усмотрение Заказчика. Компания СТГМ считает генподрядный инжиниринг важной частью своей деятельности. В структуре компании существует Отдел генподрядного инжиниринга, который занимается: А. Проектированием ВЗиСов, типовых решений по объектам инфраструктуры, например, гаражи, ВЖК, ремонтные цеха, перевалочные пункты и площадки складирования и т. п. Б. Разработка, согласование и экспертиза ППР, ПОС, ПОД и прочих документов, необходимых для проведения работ; В. Подготовка и проведение пусконаладочных работ со всем комплексом эксплуатационной документации; Г. Подготовка и согласование предложений по использованию новых материалов и технологий строительства. Заявленная в середине нулевых необходимость перестройки на ЕРС-контракты дала свои результаты: крупные отраслевые игроки перешли на новые виды договоров и во многих проектах они дали положительный эффект. Вместе с тем, в ряде отраслей, в т. ч. в энергетике, трубопроводном строительстве, транспортном строительстве и некоторых других, ЕРС-подряд или не получил должного развития, или был существенно искажен, в результате чего произошел своеобразный откат от его применения. Главной причиной такого перекоса Заказчики считали неспособность инжиниринговых компаний полностью отвечать своим обязательствам и удовлетворять потребности Заказчика, которые, как правило, существенно корректировались в процессе реализации проекта при названой фиксированной цене. На самом деле, факторы срыва были обоюдными: Заказчики так и не пришли к пониманию культуры реализации ЕРС-контрактов и со всей российской спецификой навалились на подрядчиков, не замечая условий контрактов и международного опыта. С другой стороны, подрядчики, за исключением некоторых компаний, ринулись в ЕРС-контрактинг без серьезной инжиниринговой подготовки, без формирования нормальных ЕРС/М-холдингов и без наработанной базы технологических решений. А многие подрядчики оказались не готовы к таким контрактам даже с организационной и финансовой стороны. В результате Заказчики начали предпочитать самостоятельно заниматься проектированием, поставкой основного технологического оборудования, а инжиниринговым компаниям в лучшем случае отводится роль расширенного генподрядчика с правом поставки материалов и конструкций. Во многих случаях проекты реализуются службами капитального строительства Заказчика, как своеобразными заменителями ЕРС-контракторов с привлечением нескольких субгенподрядчиков. Но пожалуй основной причиной отсутствия должного взаимопонимания между Заказчиками и ЕРС-подрядчиками является расхождение в обосновании необходимости привлечения такого рода услуг. ЕРС-подряд как новомодная формула вошла в сознание исполнителей, но без объективного анализа он оказался невостребованным. ЕРС-подрядчик чаще всего решает задачу краткосрочную, которая базируется на принципе максимальных доходов сегодня и безразличия к расходам Заказчика завтра. При активном Заказчике, который не просто инвестирует в объект, но и планирует долгосрочную его эксплуатацию, эта модель порождает множество конфликтов интересов. Опыт показывает, что наилучшим образом ЕРС-подряд реализуется в случаях: А. Заказчик имеет фиксированный бюджет и намерен получить от него максимум производительности (мощности и т. п. ); Б. Заказчик представляет собой пассивного неквалифицированного инвестора, а объект после сдачи под ключ переходит стороннему оператору; В. Заказчик является квалифицированным Инвестором, заинтересованным в дальнейшей продажи объекта целиком, например строительство логистических центров и перевалочных баз; Г. Заказчику требуется стандартное решение из небольшого числа возможных вариантов, например строительство котельных, миниТЭЦ, стандартных инженерных сооружений и т. п. ; Д. Заказчик знает о монопольной компетенции подрядчика в инжиниринге, например, при строительстве атомных станций; Таким образом видно, что активный и квалифицированный Заказчик, нацеленный на долгосрочную эксплуатацию объекта строительства вряд ли нуждается в ЕРС-подрядчике. Обоснование привлечение ЕРС-подрядчика – это серьезная экономико-производственная задача. Компания СТГМ предлагает целый комплекс услуг с привлечением ЕРС или ЕРСМ-модели, но касается только компетенций в области генподрядного управления проектом строительства объектов инфраструктуры крупного промышленного предприятия. Мы сознательно не занимаемся производственными технологиями, поскольку эта область инжиниринга требует наивысшей концентрации знаний в своей области. 3. И наконец, отсутствие общепринятой и всем понятной классификации инжиниринговых компаний приводит к непредсказуемому обобщению Заказчиками функционала и способностей тех или иных участников инвестиционно-строительного процесса. Существующие инжиниринговые компании сильно отличаются друг от друга и их функционал весьма диверсифицирован. Компании можно классифицировать, например, по следующим признакам: А. В соответствие с инвестиционно-строительным процессом: а. Компании инвестиционного инжиниринга – компании занимающиеся концептуальным проектированием, бизнес-планированием и прочими предварительными исследованиями; б. Компании организационного инжиниринга – компании по организации процесса реализации инвестиционно-строительного проекта: тендеры, отбор, согласования, организация финансирования, управление проектом; в. Компании технологического и проектного инжиниринга – классические проектные институты и компании по проектированию объекта строительства со всеми сопутствующими документами и разрешениями; г. Компании строительного или производственно-строительного инжиниринга, или генподрядные строительные компании, к которым относится и СТГМ; д. Компании по эксплуатационному инжинирингу и т. п. Б. В соответствие с объемом выполняемой инжиниринговой работы: а. ЕРС/ЕРСМ – подрядчики, предоставляют комплексные инжиниринговые услуги по проектированию процессов, поставке оборудования, проектированию объектов строительства и собственно по организации строительных работ в соответствие с заданием Заказчика; б. Девелоперы различного вида, предоставляют комплекс услуг от концептуального инжиниринга до сопровождения при эксплуатации; в. Инженерные компании – оказывают комплексные инжиниринговые услуги от экспертизы решений Заказчика до контроля монтажных и пуско-наладочных работ; г. Надзорные компании – оказывают целый комплекс услуг по контролю выполнения требований законодательства во всех областях, начиная от нормативной экспертизы проекта и вплоть до технического надзора и контроля охраны труда и обеспечения промышленной безопасности объекта. Компания СТГМ предлагает комплексный инжиниринг в области управления строительной площадкой, организации работ и взаимодействия всех участников строительства, составление и контроль единого графика выполнения работ, включающим и поставки и выдачу документации. В области производственно-строительного инжиниринга компания предлагает целый комплекс услуг по проектировании, размещению заказов и строительству ВЗиСов, типовых зданий и сооружений, блочно-модульных объектов и решает любые текущие задачи управления строительством, поставленные Заказчиком, в кратчайшие сроки.
|